УКРАИНСКАЯ   ПРАВОСЛАВНАЯ   ЦЕРКОВЬ

КИЕВСКАЯ   МИТРОПОЛИЯ      

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
при 17-й городской больнице г.Киева

Старайся жить в присутствии Ангела Хранителя – и увидишь, как дивно он всё устроит. /Архимандрит Иоанн Крестьянкин/

  

храм
свт. 
Николая Чудотворца

hram 1

Полезные ссылки

Наша лепта

Украина - дом Пресвятой Богородицы

mitropolia

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Телефон духовної підтримки Української Православної Церкви

 

Яндекс.Метрика

 

 



«Крест - ось мира.

Он ось нашей души. Если ось не на месте - шатается душа!»

 
Профессор Чернышев
 
Рай разыскивают этнографы и археологи... Но ведь Рай вовсе не географическое понятие, а обозначение близости человека к Богу.
 20 апреля,   в субботу  в Галерее-ризнице, как обычно, собрались все желающие послушать увлекательные лекции профессора Виктора Чернышёва. Темой очередной встречи стал разговор  о сотворении мира и о роли человека в этом мире.
 
  Человек был создан на шестой день
 
Это был шестой день века! Речь идёт о геологической эпохе: когда миллионы лет спрессованы в один временной промежуток. Вспомним, что вначале всё поглотил Божественный мрак. Но Сам Бог есть Свет. Фаворский Свет. 
5xelcy6awcqПоэтому Свет был создан прежде всего, в первый день. Второй день – это день создания тверди, иными словами – стратосферы. В третий день Господь создал небо и землю и растения на земле. Четвертый день творения – это создание солнца, луны и звёзд. На пятый день – появились рыбы и птицы. И, наконец, был создан человек, по образу и подобию Божию. Это значит, что как бы низко ни пал человек, он всё равно носит на себе образ Божий, способность быть причастником Божественной жизни и участвовать в Его совершенствах. Отсюда происходит слово "образование". Не тот человек образован, кто имеет учёную степень или научное звание, но тот, кто носит на себе образ Божий!
 

Почему дух ищет Бога?
 
В мире существует одна Книга – и она универсальна, так как перешагнула историю, племена и языки. И книга эта – Евангелие, Слово Божие. Наше подобие Богу – это проявление дара Божия в жизни человека в момент совершения синергии – соединения Божьего и человеческого. Бог бессилен спасти человека без участия воли человека. Человек единственный из всех тварей отпущен на свободу, чтобы поднявшись из праха земного, из состояния природной необходимости, стать усыновленным Богом, стать Его сотрудником.
 bibliyaПочему в Писании Богу приписаны антропоморфические свойства? Бытописатель на адекватном, доступном языке излагает этапы творения мира: "От одной крови Он произвёл весь род человеческий" (Деян. 17:26-28).
Человек соединяет в себе материальное, душевное и духовное. Бог не мог воспользоваться неведением человека, ибо это нечестно – в райском саду росло Древо познания добра и зла. После вкушения от Древа дух человека оторвался от Бога и стал паразитировать на душе. А душа – на теле. Так возникли страсти. Дух стал искать Бога во тьме. Почему дух ищет Бога? Потому, что всякая душа по природе христианка. Христос сказал: "Я лоза, а вы – ветви". Ветви не могут жить без лозы. Голос Божий ещё называют совестью. Со-весть, т.е. совместно с Благой вестью.
На Тайной Вечере человеку было открыто: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого и истинного Бога, посланного Тобою Иисуса Христа". Здесь некое органическое единение человека – образа Божия – со своим Прообразом, о чём и повествует притча о животворящей Лозе и ветвях. В этом заключается тайна Церкви, апогей Творения – обожение человека. Вершина Божеского всемогущества таит в себе как бы "бессилие" Бога – Божественный риск.
Если Лоза жива, то ветви могут жить Её соками. Человек движется от кенозиса к теозису: от уничижения себя до раба, опустошения себя, как бы освобождения себя от царского достоинства, до Божественного совершенства.
Святой Григорий Нисский сказал, что личность есть избавление от законов необходимости. В этом заключается неустранимый парадокс: в своём величии – в способности стать Богом – человек способен к падению; но без этой способности нет и величия.
Свт. Василий Великий предлагает следующую формулу: "Бог сотворил человека животным, получившим повеление стать Богом". Где же находится этот Эдемский сад, где человек жил по Божьему повелению? Где находилось то Древо познания добра и зла? Рай разыскивают этнографы и археологи... Но ведь Рай вовсе не географическое понятие, а обозначение близости человека к Богу. По одной лишь воле Бога был создан образ Божий – человек, но чтобы образ стал подобием Божиим необходимо усилие двоих: Бога и человека. Это и есть синергия. Часто мы взываем к Богу из глубины своего падения. Но если нас постигло наказание Божие, то воспринимать его нужно не с ропотом, а с радостью. Любовь не может принуждать.
 
Правда Божия познаётся силой жития
 
Термин религия происходит от латинского religar – связывать. Но веревкой разве мы можем связать себя с Богом? Нет! Только молитвой. А мы часто говорим о религии как о веревке... Религию связывают с чувством нравственного долга (Кант), с чувством зависимости (Шлейермахер), со страхом перед неведомым (английский мыслитель Рассел). На самом деле религия – это прежде всего образ жизни. Кто кем побежден, тот тому и раб. Заслуженного спасения в православии нет, ибо Царствие Божие силой берется – силой веры и праведной жизнью. Иными словами правда Божия познаётся силой жития. В Эдемском саду человек познал зло в лице денницы – диавола, вкусив от Древа добра и зла. Нельзя прикоснуться ко злу и не разрушиться... Грехопадение – это присвоение себе не нашего права решать, что есть добро и что – зло.
 
 Три силы, движущие человечеством. Голод, любовь, власть
 
В пустыне дьявол искушал Господа: не нужна Тебе Голгофа – накорми людей хлебом. Толпе надо хлеба и зрелищ! Толпа не желает жить небесным чувством. Вот и сейчас мы – рафинированные язычники. Суть нашей души мало изменилась. Это Христос вчера, сегодня и завтра – тот же. Создав человека – Адама – Господь сказал: "ты кость от костей моих". Из ребра Адамова создана Ева – плоть от плоти. Поэтому существует влечение плоти: ребро всегда ищет место, куда бы прилепиться. Женщина лучше знает, что она хочет – она ищет постоянства, т.е. той плоти из части коей она создана.
Септуагинта  (лат. Interpretatio Septuaginta Seniorum — «перевод семидесяти старцев» — собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык) поясняют экстаз как крепкий сон. Господь навёл на Адама крепкий сон и изъял ребро, а из него создал Еву. Поселив первую чету в Раю, Господь попустил познать от Древа через похоть очей, ибо Древо было прекрасно на вид: познав добро, они уже не имели сил его творить... Познав зло – не имели сил с ним бороться. Они стали смертными. Выражение "смертью умрете" находим у Иезекииля: "Когда я скажу праведнику, что он будет жив... но он понадеется на свою праведность и сделает неправду – умрёт от неправды своей, какую сделал..."
 
Красота – искушение ума
 
Классика литературы и искусства – это то, что "берет за душу", то, что выхвачено как осколок мозаики из Эдемского сада. Но, имеется в виду не духовной уровень, а именно – душевный. Красота – это искушение ума. Наша красота должна быть христоцентрична и наполнена подлинным содержанием. Смысл Истины – это если в центре не моё «я», а – Божье. Быть значимым для других – это тщеславие. Все секты, расколы вырастают из тщеславия, когда ум берет перевес над чувствами, когда гордыня доминирует. Нужно отречься от поиска своего. Гордость житейская, ведущая ко греху – это гордость собой, своим знанием, своим совершенством. Но Христос сказал: "Блаженны нищие духом!" Язычник некогда воскликнул: "Я знаю, что я ничего не знаю!" И лишь в Евангелии находим продолжение этой мысли: "Начало мудрости – страх Божий". Языческий меч кесаря приняла католическая Церковь. В этом случае Церковь перерождается в свою противоположность – придаток государства, и это – грех властолюбия. В православии он присущ псевдостарцам: им нужна слава, чтобы шла молва повсюду, вот, живёт там такой прозорливец...
 
Идём ли мы со Христом на поприще?
 
drevoМы имеем четыре понимания Библии: буквальное, аллегорическое, сокровенное (мистическое) и параллельное толкование. Но тайну Древа умом не понять. В Библии упоминаются три Древа: первое из них "от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо ты смертью умрешь" (Быт. 2:17) – послужило к нашему грехопадению, а затем к физической смерти и проклятию. Второе Древо – это ставрос, столп: "Он грехи наши Сам вознёс Телом своим на Древо" (1 Петра, 2:24). Это – крест Голгофский, древо искупления от проклятия и смерти. И третье Древо – "Побеждающему дам вкусить от Древа Жизни" (Откр. 2:7). Это древо Жизни, путь к которому будет вновь открыт для спасенных во Христе. "Опустошение" Себя ради нас – кенозис – было уже началом Креста. Он не прибегал к чуду, чтобы облегчить Свой крестный путь...
Существует картина –  распятый Христос. На ней надпись: «это Я сделал для тебя, а что ты сделал для Меня?» Идём ли мы со Христом на поприще? Во времена Христа Иудея находилась под протекторатом Рима, а "поприщем" называли 1000 шагов, которые надо было пройти вместе с римским легионером, и при этом нужно было ещё нести его амуницию весом в 60 кг. Римский воин мог сказать любому жителю Иудеи: "ты идешь на поприще", – и человек под палящим солнцем должен был проделать эти 1000 шагов (1472 метра). На Голгофу Иисусу Христу крест нёс киринеянин – добровольно. И шел он не одно поприще, а весь путь, сколько потребовалось. Киринеянин осознал себя грешником, потому он смиренно нёс крест, на котором будет распят Спаситель. Осознаём ли мы свою греховность? Несём ли свой крест? Крест – ось мира. Он – ось нашей души. Если ось не на месте – шатается душа! У креста четыре конца: искупление всего человечества, и четыре времени года – жертва, вечная во времени. Вертикаль креста – балка – указывает на любовь Бога к человеку. Поперечная перекладина означает, что мы должны сеять эту любовь между собой. Творец вечности сжал на кресте вечность в пределы времени. Восемь концов православного креста – восьмой день недели. Но он не существует?! Это – Воскресенье, одновременно и первый и восьмой день, вплетение в вечность. Мы никогда не сможем понять всей глубины тайны креста – Древа искупления.
 
 
 Николай Гумилев написал такие строки:
За всё, за всё благодарю.
За путь твой крестный, за спасенье
За жизни ветхую Зарю в Твоем победном Воскресеньи!
За Слово чудное Твоё, что слаще мёда, крепче стали,
За дух, который в нас живёт и открывает неба дали.
...
За всё, за всё благодарю
За мрак тюрьмы, за боль разлуки
И всей душой тебя люблю, мой Иисус, принявший муки.

свт. Николай Чудотворец

свт. Николай Чудотворец

Православный календарь

Строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери

kazan icona BM