Когда смотрим кругом по-человечески, все кажется маловероятным, но если есть Божия воля, то все устроится /Святитель Нектарий Эгинский/
Евхаристия — центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54).
__________________________
Самое главное, что есть в Церкви, Таинство Таинств, - Святая Евхаристия.
Это величайшее чудо, совершаемое на земле. В этом Таинстве фокусируется весь смысл Церкви и всей жизни человека. Можно без преувеличения сказать, что ради совершения Евхаристии строятся храмы, пишутся иконы, отливаются колокола, шьются священные облачения, изготавливается церковная утварь, наконец, выращиваются хлеб и виноград.
Литургия, вобравшая в себя все богатство Церкви – и богословское, и культурно – историческое, и эстетическое, - освящает все стороны жизни человека, начиная с семейных отношений и заканчивая его общественной деятельностью в различных сферах.
Жизнь христианина, его принадлежность к Церкви определяется не только христианским мировоззрением, исполнением Евангельских заповедей, молитвой, присутствием на богослужениях, но прежде всего участием в Евхаристии. Церковь - молитвенное евхаристическое собрание «всех в одно место для одного и того же». Частью церковного единства мы являемся только тогда, когда совместно со всеми христианами участвуем в Литургии (слово «Литургия» означает «общественное дело»), принимаем Причастие Святых Даров – Тела и Крови Христовых - благодарим за приобщение к ним (значение слова «Евхаристия» - «благодарение»).
Вся духовная жизнь христианина, по слову свт. Феофана Затворника должна соответствовать духу этого Таинства. Какие мы на Литургии, по отношению к Богу, к ближнему, к самим себе, такими должны быть всегда. Евхаристией, следовательно, определяется норма жизни верующего. Что же представляет собой эта норма?
Человек, который любит Христа и старается жить по Его заповедям, стремится как можно чаще приобщаться своему Господу, т.е. чаще причащаться Святых Его Таин. Литургия для него – жизнь; он всегда с нетерпением ждет ее. Он готовится к ней. Очищает совесть покаянием и молитвой и в совместной евхаристической молитве, в единении с Церковью земною и Небесною, наконец в соединении своей души с богом в таинстве Евхаристии, христианин обретает высший смысл жизни. После Литургии он живет в соответствии с тем, что совершилоь на Литургии.
Игумен Петр (Мещеринов)
© Храм святителя Николая Чудотворца при 17-й городской больнице г. Киева, 2012-2020 гг.